Мелкая моторика рук у ребенка имеет очень большое значение для его дальнейшей жизни. Что это такое, мелкая моторика рук? Это слаженное и гармоничное взаимодействие всех составляющих рук и пальчиков – костей, мышц и нервных окончаний.
Если моторика развита слабо, появляются сложности во взаимодействии ребенка с мелкими предметами, с написанием букв, с рисованием… потом это может нарушить психику ребенка, он станет себя чувствовать неуверенно, что значительно скажется на его самооценке.
Есть несколько разных способов, которые позволят развить мелкую моторику в пальчиках и кистях ребенка, но этим надо заниматься обязательно. Любому родителю станет неприятно, если сын или дочь будут считать себя хуже других. Вот поэтому надо сделать все возможное, чтобы этого не случилось, и ваше чадо ни в чем не отставало от сверстников.
Массаж и самомассаж рук с предметами и без них
Такие занятия можно начинать делать с самого раннего возраста малыша. Мама поглаживает пальчики ребенка, сгибает и разгибает их, затем прижимает пальчиками игрушку, заставляя малыша сжимать ее покрепче.
Такими играми ребенок научится ощущать силу своих кулачков в сжатом состоянии и поймет, что чем крепче он сжимает кулачок, тем надежнее держится у него в руке игрушка. Чем старше он становится, тем больше новых задач надо ставить в таких массажных играх:
- Менять игрушки с резиновых на плюшевые или пластиковые, чтобы ребенок мог ощущать и понимать разницу материала.
- Учить переплетать пальчики на руках и делать самостоятельный массаж одной ручки своей другой рукой.
- Делать «пальчиковых кукол» – надевать на кончик пальца «шапочку» из кусочка ткани и сгибая или разгибая его «кланяться и танцевать».
Сначала мама показывает это сама, затем дает и ему показать своих кукол. В идеальном варианте будет даже нарисовать мордочку быстро смывающимся фломастером на подушечке своего пальца, чтобы вызвать у ребенка больше радости и восторга от таких занятий.
Развитие тактильных ощущений игрой «в баночки»
Чтобы дети хорошо научились различать разницу величины предметов, можно делать следующее. Взять несколько одинаковых банок, заполнить их материалом с разной фактурой – одну манкой, другую гречкой, третью горохом, четвертую фасолью или орешками. Дать минут по пять поиграть руками внутри банки с разными наполнителями, а потом объяснять разницу.
Например: «А что у нас тут самое маленькое, как песочек?» – и давать малышу повозиться ручками в банке с манкой, по пересыпать ее из руки в руку.
Потом: » А что у нас такое большое здесь, как камушки в речке?» – дать банку с орешками или фасолью, пусть повозится в ней ручками.
Затем: «А что такое шершавенькое у нас?» – и дать банку с гречневой крупой, форма у гречневых зерен неровная и немного граненая, малыш будет чувствовать разницу.
Затем на каждую банку сделать наклейки разного цвета, и спрашивать: «Где у нас самое мелкое, красненькое, как песочек?», или: «Где у нас самые большие синенькие речные камушки?»
Таким образом, у ребенка начнут развиваться тактильные ощущения и их понятие, и взаимосвязь с цветом.
Делаем маракас из банки и орешка
Такая игра очень нравится детишкам и одновременно помогает развивать мелкую моторику пальчиков и кистей рук. Нужна банка, грецкий орех и крышка на банку, лучше всего закручивающаяся.
Сначала мама сама открывает банку, кладет туда орех, закрывает банку крышкой, начинает трясти ею, как маракасом, напевая при этом песенку. Затем это же она предлагает сделать папе, а потом и сыну/дочке.
Не стоит нервничать, если у крохи не получится с первого раза, пусть повторяет попытку. Только не надо это делать за него, лучше медленно и внятно еще раз ему показать.
Для большей радости можно оклеить банки разноцветной бумагой и устраивать домашние «маракасные» концерты, либо подпевая самостоятельно, либо включая любое музыкальное сопровождение.
«Рисунки на песке» не выходя из дома
Для такой творческой задумки нужна будет обыкновенная манная крупа, пару килограмм хватит, и лоток из плотной фанеры темного цвета с небольшими бортиками по краям. Высыпайте всю манку на этот лоток.
Теперь надо хорошо разровнять слой «манного песочка», а затем пальцем нарисовать на нем картинку. Малышу эта затея очень понравится, и он захочет тоже. Опять выравниваете слой песка и пускаете ребенка к «песочно-манному мольберту».
Можно пойти и еще дальше, покрасить манную крупу в разные цвета, сделать несколько лотков и устраивать соревнования между членами семьи по созданию шедевров «песочного манного творчества», а потом и друзей ребенка подключить к этому, вместе с их мамами и папами.
Вот такими несложными «маневрами» можно развивать мелкую моторику рук ребенка, что потом очень поможет ему быстрее освоить владение ручкой, карандашом или кисточкой.